
История развития российского паркета была стремительной. В XVI веке полы на Руси выкладывали кривоватыми дубовыми кирпичами – мощными деревянными брусками, иногда разных оттенков. В XVII паркет стал сильно тоньше, но клали его не самым изящным образом – размещая доски на известковом покрытии, доски ложились неровно, и пространство между ними довольно неряшливо заполнялось смолой, смешанной с той же известью. Такие полы встречаются в Дмитровском соборе во Владимире и в Храме Василия Блаженного. Тогда же к укладке полов подключились резчики по дереву, которых в России было в избытке. В XVIII веке русский паркет стал такого хорошего качества, что иностранцы приезжали к нам учиться этому ремеслу. Такому развитию способствовало строительство Санкт-Петербурга, когда по велению Петра Первого на месте стройки собрались лучшие ремесленники страны, вплоть до кремлевских резчиков из Оружейной палаты.

Приободренные большими деньгами, в новых петербургских дворцах паркетчики клали полы из дуба, березы, сосны, ясеня, груши, бука,самшита, дуба и чинары и так далее – всего для дворцовых полов тогда использовалось около 50 пород древесины. В архивах об этом множество документов, вот один из них: «Столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца» (конец XVIII века). С тех пор русские мастера прославились на весь мир, и русский паркет так бы и оставался произведением искусства, если бы не Революция, запачкавшая изящные половицы деревенским валенком. В Европе были другие темпы и другие технологии развития этого искусства, не менее примечательные. О них - в следующий раз.
Екатерина Ройзман