Ковры были придуманы в первобытные времена, когда надо было обогревать жилье. Но с развитием прогресса и искусств, человечество научилось отапливать жилье и плести ковры невероятной красоты и с тех пор они, скорее, носят декоративный характер и часто являются атрибутом успешной жизни.
Ковры, скорее даже не ковры, а картины на ткани умели плести еще в XVI веке до нашей эры, они были найдены в гробнице египетского фараона Тутмоса IV, правившего в эпоху Нового Царства. Посмотреть на самый древний из ныне существующих ворсовых ковров можно в государственном Эрмитаже, там хранится Пазырыкский ковёр, найденный на Алтае при раскопках кургана.
Древние ковры часто являлись не только украшением жилья и демонстрацией статуса хозяина, но хранителем какой-либо информации. На них наносили жизнеописания главы семьи, историю рода, мифы и другие важные сведения. Но на Руси ковров ткать не умели. Они всегда были бесценным заморским товаром, и позволить себе их могли только очень богатые и знатные люди.
В XIX веке в наших широтах появились ковры и покрывала, сплетенные татарами Поволжья и Астрахани, но качества и красота таких ковров уступала азиатским, отчего местная продукция была недорогой и доступной. К концу XIX века все мещанские и городские дома в России были завешаны коврами среднего качества.
Революция 1917 года постаралась искоренить все мещанское и свести на нет тягу советских граждан к роскоши. Однако к середине века, одуревшие от бедности крестьяне и горожане, вспомнили о коврах и тут же ввели моду на продукцию из союзных республик. Мода на ковры просуществовала до распада СССР, потом в русском языке появилось словосочетание дизайнер интерьера, и о ковре как обязательном элементе декора благополучно позабыли. Сегодня практически в каждом российском доме можно встретить разве что коврик в ванную, а не роскошный ковер.
Екатерина Ройзман