
1 февраля 1744 года барон Николай Корф по поручению императрицы договорился со шведом Христофором Гунгером, что тот наладит производство фарфора в Санкт-Петербурге. Спустя короткое время после заключения соглашения была организована «Невская порцелиновая мануфактура», ставшая впоследствии знаменитым Императорским фарфоровым заводом, а еще позже Ленинградским фарфоровым заводом.
К большому сожалению Елизаветы, Гунгер оказался никудышным производителем. Под его руководством за четыре года порцелиновая мануфактура произвела на свет несколько видов ущербных некрасивых чашек из грязного непрозрачного фарфора. Разочаровавшись в шведе, управляющий завода нанял руководить фабрикой русского химика Дмитрия Виноградова, друга Михаила Ломоносова, все эти годы тихо трудившегося на фабрике. Виноградов быстро нашел нужную формулу, и очень скоро русский фарфор стал известен на весь мир. Первым изделием, выпущенным с завода, была табакерка с тремя мопсами, придуманная специально для императрицы Елизаветы. Придумывать посуду позвали француза Якова Ивановича Рашета (Жан-Доменик Рашет), который прославил фабрику и страну фигурами «Народы Российского государства», «Арабесковым сервизом» и бюстом Екатерины II.

Вскоре при заводе появился музей, в котором хранились лучшие образцы посуды. Император Александр III велел все дворцовые заказы выполнять в двух экземплярах – один императору на стол, второй – в музей. С годами коллекция все дорожала и дорожала, настолько, что во время войн – в 191-м году и в 1941-м экспонаты стремительно и с особой тщательностью отправлялись в эвакуацию. Помимо свойств самого фарфора, и его формы, посуда Императорского завода ценна еще своими рисунками. В разное время для русского фарфора придумали великие художники – от Казимира Малевича до Никола Суетина.
Если вам вздумается купить себе фарфор Императорского завода, запомните несколько простых фактов: очень старый фарфор, скорее всего, окажется подделкой. Такие предметы приобретают музеи или коллекционеры с именем. Поэтому на предметы раньше начала XX века лучше не смотреть. Второй нюанс, и самый сложный, - клейма. Их было много и все они разные: двуглавый орел черного, золотого или голубого цветов, золотые императорские монограммы, и заглавные буквы имен императоров. После Революции на клейме изображали серп и молот, иногда дополняя его надписью «В пользу голодающих», потом на посуде красовался всех цветов логотип ЛФЗ и так далее. Сейчас на посуду ставится клеймо «imperial porcelain 1744 St.Peterburg». Так что, если вы попытаетесь произвести оценку сами, сначала изучите все клейма, а потом все равно идите за консультантом, иначе рискуете быть обманутыми.
Екатерина Ройзман