Человек европейских традиций пользуется полотенцем несколько раз в день: утром и вечером в душе банным полотенцем или полотенцем для тела, днем – после мытья рук и на кухне полотенцем для рук, во время готовки еды. Будучи одним из самых расхожих атрибутов нашего быта, оно прочно вписалось в наши будни, и об истории его возникновения и о сакральной силе, ему приписываемой, мы давно позабыли.
У восточных славян полотенце (производное от слова «полотно») называлось рушником, убрусом, блинником, набожником, утиральником – всего около тридцати названий. Как предмет, имеющий контакт с телом, его использовали и в бытовой магии, и на крестинах, похоронах и свадьбах. Ребенка крестили, держа его на полотенце, гроб в могилу опускали на полотенце, на полотенце же подносили хлеб-соль, их дарили повивальным бабкам после рождения ребенка, девушка перед свадьбой должна была собственноручно выткать около сотни полотенец, которые потом отдавались ей в качестве приданного и шли в качестве подарка родне мужа. Таким же полотенцем во время венчания трижды прочерчивали круг вокруг голов жениха и невест, а потом покрывали им головы, что отсылает к библейским словам о тайне брака. У историка Карамзина встречается такое упоминание полотенца: «Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся», - полотенца с особой орнаментальной вышивкой вешали на деревья во время нескольких ритуальных обрядов
Обычные же полотенца, используемые в быту, как правило, делали из простого полотна, не тратя сил и времени на украшения. Что касается махрового полотенца, а именно его мы чаще всего используем, то оно было придумано турками, и изготавливается, по сути, по ковровой технологии и до XIX века стоили немыслимых денег, пока промышленность окончательно не механизировалась.
Екатерина Ройзман